В соответствии с предложением Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка П.Астахова с 1 по 8 сентября 2010 года во всех образовательных учреждениях проводится Неделя правовых знаний, приуроченная к юбилейной дате присоединения Российской Федерации к Конвенции ООН о правах ребенка. Конвенция о правах ребенка была принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 20 ноября 1989 г., в России (СССР) Конвенция была ратифицирована в 1990 г.
Необходимость обращения к Конвенции по правам ребенка продиктована следующими обстоятельствами:
Проведение Недели правовых знаний с 1 по 8 сентября 2010 года призвано привлечь внимание педагогов и учащихся к важному международному документу. Роль Конвенции о правах ребенка была рассмотрена в рамках правозащитной системы Российской Федерации. Мероприятия должны способствовать правовому и духовно-нравственному воспитанию школьников.
Цели и формы проводимых мероприятий определяются конкретными условиями на месте: типом учебного заведения, профилем класса, возрастом учащихся и т.д. Возможны различные варианты организации Недели правовых знаний. Например, это могут быть общешкольные мероприятия (или отдельные занятия по параллелям), посвященные Конвенции о правах детей.
Результативность мероприятий зависит от общей атмосферы в образовательном учреждении. Рекомендуется оформить тематические стенды, разместить информацию об Уполномоченном по правам человека и Уполномоченном по правам ребенка в Татарстане, основные положения Конвенции о правах ребенка, материалы о реализации данных положений в стране.
Кроме того, в местах, доступных для детей и родителей (их законных представителей), должны быть размещены тексты уставов образовательного учреждения и его детских организаций, органов исполнительной власти, местного самоуправления и их должностных лиц (с указанием способов связи с ними), осуществляющими контроль и надзор за соблюдением и защитой прав ребенка. Необходимо также, чтобы детям и их родителям были доступны данные служб, обеспечивающих защиту прав ребенка (комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, органов социальной защиты, регионального уполномоченного по правам ребенка). Рекомендуется организовать их участие в мероприятиях Недели правовых знаний в образовательных учреждениях.
В начальной школе учащиеся получают первые представления о правах человека, ценности человеческой жизни. Здесь формируются навыки правильного поведения в школе и дома, общественных местах и на улице. В ходе занятия младшие школьники получают представление о Конвенции как о документе, защищающем права ребенка. Предпочтение отдается игровым формам, работе с иллюстрациями, рисованию.
В основной школе продолжается работа по формированию правовой культуры, развиваются навыки правомерного поведения. Основу её составляют такие важнейшие характеристики, как знание своих прав и обязанностей, повышение ответственности за свое поведение. С учетом знаний учащихся, полученных на уроках обществознания, и жизненного опыта на занятиях целесообразно использовать комплекс познавательных и практических занятий.
В старшей школе усиливается личностно ориентированный характер овладения знаниями и рациональными способами реализации своих прав и свобод. Здесь возможна деятельностная практика, поисково-исследовательские методы – дискуссии, тренинги, практикумы, акции социального характера, моделирование, социальное проектирование и другие формы занятий.
Рекомендуемые формы занятий, которые учителя могут разработать с учетом специфики класса, школы, района:
Обучение правам ребенка заключается не только в овладении знаниями, оно призвано формировать уважительное отношение к людям, окружающему миру, правовым нормам, вырабатывать соответствующие компетенции для правомерного поведения в обществе.
Целесообразным является формирование в школе целостной системы правового воспитания, использующей потенциал всех предметов, с одной стороны, с другой – правовое пространство школы. Уклад школы, педагогическая среда должны способствовать развитию у школьников чувства собственного достоинства, приобретению ими практического опыта правомерного поведения, необходимого в социально значимой деятельности в настоящем и будущем. Неделя правовых знаний призвана актуализировать задачи правового образования учащихся.
Рекомендуемая литература:
Интернет-ресурсы: