Главная Новости образования Неделя правовых знаний

В соответствии с предложением Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка П.Астахова с 1 по 8 сентября 2010 года во всех образовательных учреждениях проводится Неделя правовых знаний, приуроченная к юбилейной дате присоединения Российской Федерации к Конвенции ООН о правах ребенка. Конвенция о правах ребенка была принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 20 ноября 1989 г., в России (СССР) Конвенция была ратифицирована в 1990 г.

Необходимость обращения к Конвенции по правам ребенка продиктована следующими обстоятельствами:

  • конвенция – это наиболее полный документ, в котором права ребенка приобретают силу норм международного права, и дети должны быть с ним знакомы;
  • права ребенка признаются мировым сообществом как важный элемент утверждения гуманистических ценностей, духовного и нравственного развития личности;
  • компетентность в области прав человека, в том числе и прав ребенка, продиктована инициативами Российской Федерации, которая подписала ряд международных документов, закрепляющих положения Всеобщей декларации прав человека, в том числе Конвенции о правах ребенка;
  • задачи социализации школьников в современной России предполагают наличие широких и разнообразных знаний в правовой сфере, навыков конструктивного диалога и позитивного поведения при защите своих интересов.

Проведение Недели правовых знаний с 1 по 8 сентября 2010 года призвано привлечь внимание педагогов и учащихся к важному международному документу. Роль Конвенции о правах ребенка была рассмотрена в рамках правозащитной системы Российской Федерации. Мероприятия должны способствовать правовому и духовно-нравственному воспитанию школьников.

Цели и формы проводимых мероприятий определяются конкретными условиями на месте: типом учебного заведения, профилем класса, возрастом учащихся и т.д. Возможны различные варианты организации Недели правовых знаний. Например, это могут быть общешкольные мероприятия (или отдельные занятия по параллелям), посвященные Конвенции о правах детей.

Результативность мероприятий зависит от общей атмосферы в образовательном учреждении. Рекомендуется оформить тематические стенды, разместить информацию об Уполномоченном по правам человека и Уполномоченном по правам ребенка в Татарстане, основные положения Конвенции о правах ребенка, материалы о реализации данных положений в стране.

Кроме того, в местах, доступных для детей и родителей (их законных представителей), должны быть размещены тексты уставов образовательного учреждения и его детских организаций, органов исполнительной власти, местного самоуправления и их должностных лиц (с указанием способов связи с ними), осуществляющими контроль и надзор за соблюдением и защитой прав ребенка. Необходимо также, чтобы детям и их родителям были доступны данные служб, обеспечивающих защиту прав ребенка (комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, органов социальной защиты, регионального уполномоченного по правам ребенка). Рекомендуется организовать их участие в мероприятиях Недели правовых знаний в образовательных учреждениях.

В начальной школе учащиеся получают первые представления о правах человека, ценности человеческой жизни. Здесь формируются навыки правильного поведения в школе и дома, общественных местах и на улице. В ходе занятия младшие школьники получают представление о Конвенции как о документе, защищающем права ребенка. Предпочтение отдается игровым формам, работе с иллюстрациями, рисованию.

В основной школе продолжается работа по формированию правовой культуры, развиваются навыки правомерного поведения. Основу её составляют такие важнейшие характеристики, как знание своих прав и обязанностей, повышение ответственности за свое поведение. С учетом знаний учащихся, полученных на уроках обществознания, и жизненного опыта на занятиях целесообразно использовать комплекс познавательных и практических занятий.

В старшей школе усиливается личностно ориентированный характер овладения знаниями и рациональными способами реализации своих прав и свобод. Здесь возможна деятельностная практика, поисково-исследовательские методы – дискуссии, тренинги, практикумы, акции социального характера, моделирование, социальное проектирование и другие формы занятий.

Рекомендуемые формы занятий, которые учителя могут разработать с учетом специфики класса, школы, района:

  • лекция-беседа с презентацией: «Конвенция о правах ребенка», «Мои права», «Какие права есть у ребенка» и др.;
  • акции: «Подари игрушку своему сверстнику», «Мой подарок в детский дом», выступления старших школьников перед учениками младших классов: «Я расскажу тебе...», «Твои права» и т.п.;
  • конкурсы рисунков и творческих работ: «Мир глазами детей», «Я рисую мир», «Моя семья», «Мои права», «Разноцветный мир детства» и др.;
  • конкурс стенгазет, в том числе электронных: «Права ребенка», «Дети на планете», «Я – за здоровый образ жизни»;
  • викторины: «Знаешь ли ты свои права?», «Конвенция о правах ребенка», «Право и возраст» и др.;
  • правовые игры, тренинги: «Ребенок и улица», «Я - участник дорожного движения», «Если меня обидели», «Я и другие» и т.п.;
  • классные занятия: «Человек и закон», «Всемирный день ребенка», «Детство – это мир красок», «Молодежь и права человека», «Мир семьи», «Семья и ребенок» и др.;
  • исследовательские и социальные проекты: «Ребенок и международное гуманитарное право», «Права ребенка и Устав школы», «Почему детям иногда плохо?», «Взрослые и дети», «Ребенок – самостоятельный субъект права», «Положения Конвенции о правах ребенка в российском законодательстве», «Ребенок и гражданство», «Родитель – ребенок, учитель – ученик» в контексте положений «Конвенции о правах ребенка» и т.п.

Обучение правам ребенка заключается не только в овладении знаниями, оно призвано формировать уважительное отношение к людям, окружающему миру, правовым нормам, вырабатывать соответствующие компетенции для правомерного поведения в обществе.

Целесообразным является формирование в школе целостной системы правового воспитания, использующей потенциал всех предметов, с одной стороны, с другой – правовое пространство школы. Уклад школы, педагогическая среда должны способствовать развитию у школьников чувства собственного достоинства, приобретению ими практического опыта правомерного поведения, необходимого в социально значимой деятельности в настоящем и будущем. Неделя правовых знаний призвана актуализировать задачи правового образования учащихся.

Рекомендуемая литература:

  1. Болотова Е.Л. Права ребенка в современной России / Е.Л. Болотова. – М.: Школьная пресса, 2005. – Вып. 70. – 96с. . («Воспитание школьников. Библиотека журнала»; Вып. 70).
  2. Белозерова Н.В. Использование метода проектов в правовой подготовке старшеклассников. Из опыта работы / Н.В. Белозерова // Право в школе. – 2007. – № 1. – С. 58-59.
  3. Знай свои права / сост. Т.Е. Заводова, Ю.П. Лежнева. - Мн.: Красико-Пункт, 2006. – 176 с. – (Педагогическая мастерская).
  4. Кожин Ю.А. Права и ответственность ребенка по российскому законодательству. Программа элективного курса для учащихся 8-11 классов (17 часов) / Ю.А. Кожин // Право в школе. – 2006. – № 2. – С. 8-10.
  5. Кожин Ю.А. Комплект заданий по элективному курсу для учащихся 8-11 классов «Права и ответственность ребенка по российскому законодательству» / Ю.А.Кожин // Право в школе. – 2007. – № 1. – С. 44-52.
  6. Филатова Л.В. Использование материалов региональной прессы в правовом образовании школьников / Л.В. Филатова // Право в школе. – 2007. – № 4. – С. 38-40.
  7. Фоминых A.M. Правовой статус ребенка в РФ / А.М. Фоминых // Право в школе. – 2008. – № 1. – С. 42-44.
  8. Шнекендорф З.К. Младшим школьникам о правах человека. – М.: «Вита - Пресс», 1995.
  9. Шнекендорф З.К. Путеводитель по Конвенции о правах ребенка. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – С. 250.

Интернет-ресурсы:

  • Раздел «День знаний» на сайте Министерства образования и науки РТ
  • Защита прав несовершеннолетних в школе
  • Психологическая готовность ребенка к школе
  • Ты и школа!
  • Человек имеет права с момента своего рождения
  • Права и обязанности учеников
  • Защита прав несовершеннолетних в школе
Скачать или прочесть online информационное письмо *.pdf (316 kb)
(0 - проголосовало)

Ваш профиль

Новостная лента МОУ СОШ № 20 г. Казани
rss
twitter