Фамилия, имя, отчество, должность, место работы: Салимова Зайтуна Муфараковна, учитель истории высшей квалификационной категории, «Заслуженный учитель школы РТ», победитель Национального приоритетного проекта «Образование» в номинации «Лучший учитель».
Рабочий адрес: 420066, Казань, ул. Короленко, д. 24
Тел./факс: (843) 523-46-44, e-mail: sch020(0)bk.ru
Домашний адрес: 420066, Казань, пр. Ямашева, д. 29, кв. 9; домашний телефон: 517-71-40; e-mail: salimovazaituna(0)mail.ru
Музейная педагогика на уроках истории
Поскольку я являюсь руководителем школьного музея, то считаю, что накопленный в экспозициях музея материал должен использоваться на уроках истории.
Музей воинской славы «Память» был открыт 7 мая 2007 года в преддверии Дня Победы. В апреле 2008 года приобрел статус школьного музея. По итогам работы в 2007-2008 учебном году занял второе место в республиканском конкурсе.
Достижения учащихся
Направление музейной деятельности – историко-краеведческое. В основу экспозиций музея положен хронологическо-тематический принцип, позволяющий наиболее полно и последовательно показать величие подвига советского народа в Великой Отечественной войне. В 1975 году в школе благодаря руководимому учителем истории Нагорновой Ириной Федоровной Школьному Клубу Историков-Туристов был открыт музей, посвященный боям за Новороссийск («Малая Земля»). Члены клуба выезжали на места боев, встречались и переписывались с участниками тех событий, проводили раскопки в местах боевых действий. Поэтому было решено часть экспозиций посвятить освещению этих событий с позиций современного видения и восстановления имен подлинных героев знаменитого десанта Цезаря Куникова.
В экспозиции музея представлены 114 подлинных экспонатов. Среди них: походное снаряжение солдата, воинские награды, наградные документы, подлинные фотографии, гильзы орудийных и авиационных снарядов, письма ветеранов, документы времен Великой Отечественной войны. Через эти, представленные в экспозиции музея экспонаты, удается передать то самое незабываемое чувство сопричастности к событиям героического прошлого нашей Родины.
Стенды музея объединены общим названием «Дорогами Великой Победы»
Стенд первый «Дорогами Великой Победы – 1941 год» рассказывает о событиях первого года войны, героизме защитников Брестской крепости, среди которых был уроженец Татарстана майор Петр Гаврилов, об оборонительных боях на западных рубежах страны, о трагедии и триумфе советских войск в битве за Москву.
Как известно, фашистские войска, потерпев неудачу на центральном направлении, не сумев захватить Москвы, сосредоточили войска на южном направлении, к Сталинграду. О событиях этого времени рассказывает стенд «Дорогами Великой Победы – 1942 год» .
Текст и фотографии стенда «Дорогами Великой Победы – 1943 год» посвящены победам советских войск, одержанных в боях за Сталинград, Курск, форсирование Днепра. Стенды « Десант, овеянный легендой» и «Бои за Новороссийск» в экспозиции музея, как было уже сказано ранее, представлены не случайно и рассказывают о знаменитом десанте Куникова.
Стенд «Дорогами Великой Победы – 1944 год» повествует о сражениях 1944 года, снятии блокады Ленинграда, полном освобождении страны от врага, вкладе жителей Татарстана в общее дело Победы.
Событиям последнего года войны посвящена экспозиция «Дорогами Великой Победы – 1945 год» . Она рассказывает об участии советских войск в освобождении стран Восточной Европы от фашистов, Берлинской операции и подписании акта о капитуляции Германией, сражениях войны с Японией.
Материалы стенда «Никто не забыт, ничто не забыто» повествует о деятельности ШКИТ, положившей начало созданию музея под руководством Нагорновой И.Ф.
Как видно из содержания экспозиций музея, представленный материал способствует повышению эффективности уроков по отечественной, всеобщей истории и истории Татарстана периода второй мировой войны и Великой Отечественной войны в 9 и 11 классах.
Формирование исторического мышления, углубление, конкретизация исторических знаний школьников достигается через применение разнообразных форм уроков героико-патриотической тематики:
Используемые приемы и средства обучения, такие как работа с историческими источниками, подготовка исследовательских проектов, написание докладов, разработка текстов экскурсий, творческие задания (стихи, сочинения, эссе) способствуют, безусловно, повышению компетенций учащихся: расширению, углублению, конкретизации знаний о Великой Отечественной войне, формированию исторического мышления, приёмов поисково-исследовательской работы, коммуникативных навыков, воспитание патриотизма, уважения к героическому прошлому Родины, самореализация учащихся.
Использование материалов школьного музея на уроках истории, как мы видим из представленного материала, значительно повышает эффективность уроков по отечественной истории и истории Республики Татарстан. Не случайно в современной методической литературе указывается на необходимость внедрения в учебный процесс элементов музейно-педагогических технологий.
Школьный музей сегодня становится все в большей степени тем инструментом, который позволяет укоренить в жизни базовые ценности общества, важной составляющей образовательно-воспитательного пространства школы, формирующий патриотизм, высокую гражданскую ответственность и духовность подрастающего поколения.
Из аналитической справки, представленной на Приоритетный
Национальный Проект «Образование» 2009-2010 гг.